Законопроект об электронном документообороте в трудовых отношениях готов к рассмотрению Госдумой. Работодатели смогут нанимать и увольнять работников, а работники — подавать заявления на отпуск по электронной почте или даже посредством СМС. Но, вопросов здесь пока больше, чем ответов, сетует МК.
Законопроект год назад внесла в Госдуму большая группа депутатов из «ЕР» и ЛДПР. Его текст был переработан с учетом замечаний правительства, сообщил один из авторов, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»): он считает, что «в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией и распространения дистанционного формата работы» эта инициатива становится особенно актуальной.
Сейчас подписать трудовой договор, внести в него изменения, подать заявление на оплачиваемый отпуск или отпуск за свой счет, уволить или уволиться можно только в процессе личного общения или, в отдельных случаях, отправив бумажное сообщение по почте. В случае возникновения споров между работником и работодателем именно бумажные документы становятся доказательствами в суде. Конечно, какие-то уведомления, распоряжения или приказы в некоторых компаниях или учреждениях давно доводятся до сведения сотрудников в электронном виде, но в Трудовом Кодексе всё это пока не регламентировано.
Теперь же предлагается дополнить способы общения работника с работодателем ещё одним: «с использованием электронных и иных технических средств». Что скрывается за этими понятиями? Г-н Крашенинников в разговоре с «МК» в качестве примеров привел электронную почту или СМС-сообщения — напомнив, что полная ясность наступит потом, когда правительство утвердит требования к этим самым «электронным средствам». Но вообще-то законопроект позволяет и самому работодателю определять, как всё будет выглядеть в его епархии. А адвокат Ольга Власова напомнила «МК», «что в крупных компаниях уже есть дистанционное общение сотрудников — личный кабинет, корпоративная почта и чаты, так что вариантов может быть много».
«Зачем лишний раз ездить в контору и бегать с бумагами, чтобы написать заявление на отпуск, если вы работаете удаленно?» — спрашивает г-н Крашенинников, но тут же уточняет: «важно, чтобы это заявление по электронной почте отправил сам работник, а не его ребенок». Но как удостовериться, что обмен юридически значимыми сообщениями происходит между тем, кем надо, если электронной подписи нет? Ведь электронная почта, все знают, может быть взломана… Способы верификации достоверности сообщений могут быть разными, они должны оговариваться заранее и указываться в трудовых договорах, считают авторы законопроекта.
Считать доставленным (а значит, влекущим за собой юридические последствия) предлагается электронное сообщение, которое «поступило» другой стороне. И даже если другая сторона «по зависящим от неё обстоятельствам» (то есть по нежеланию) не прочитала сообщение, значения это уже не имеет. «Вопрос есть ко всем видам связи», — признает г-жа Власова: «допустим, мне надо уволить работника за прогулы, а я не могу заставить его придти на работу, чтобы он получил приказ, и отправлю ему по почте письмо, но он может его не получить по разным причинам, или получить, но не прочитать. И суд будет в каждом конкретном случае разбираться — направил или нет, надлежащим образом или нет, получил или нет, по независящим от тебя обстоятельствам либо специально». Адвокат рассказывает, что в последнее время суды по гражданским и арбитражным делам «неохотно», но стали принимать в качестве доказательств электронную переписку, и «нюансы здесь есть». Как в таких случаях истребовать доказательства, если нет документов в бумажном виде? Обращаться к оператору, чтобы узнать, с какого IP-адреса было отправлено сообщение? А если речь идет о личной почте, «там можно что-то стереть»… «Сказать, что это плохо, нельзя — прогресс не стоит на месте, но вопросов возникает пока очень много»,- делает вывод адвокат.
Кстати, авторы законопроекта хотят возложить на работодателя обязанность хранить юридически значимую электронную переписку и отвечать за её сохранность. Но работодатели бывают разные, иногда они прекращают свою деятельность…
«Я согласен, что всё это пока необычно, и мы психологически привыкли к бумажным документам. Но думаю, какое-то время пройдет, привыкнем и к этому, как привыкли к электронным авиабилетам, например»,- говорит г-н Крашенинников. Он напоминает: если работник не хочет переходить на электронное общение с работодателем, он вправе отказаться.
На бумаге может, а на практике? Все козыри в условиях безработицы — на руках у работодателя…
Авторы предполагают, что новые правила могут вступить в силу с 1 октября 2020 года. Как сообщил «МК» Андрей Исаев («ЕР»), работа над этим законопроектом будет синхронизирована с работой над законопроектом, прописывающим особенности дистанционных форматов труда, который готовится фракцией большинства с участием представителей профсоюзов, работодателей и Минтруда.