С 15 февраля 2023 года вводится в действие ГОСТ Р 70619-2022 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан. Общие требования».
Национальный стандарт ГОСТ Р 70619-2022 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан. Общие требования» под объектом стандартизации устанавливает общие требования к частным охранным организациям по оказанию одной из охранных услуг, связанной с защитой жизни и здоровья граждан. Он является очередным национальным стандартом под общей аббревиатурой «Охранная деятельность». Утвержден приказом Росстандарта № 1720-ст от 29 декабря 2022 г.
Стандарт разработан Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Негосударственным образовательным частным учреждением Организацией дополнительного профессионального образования «Центр спортивной стрелковой подготовки» (НОЧУ ОДПО ЦССП), ООО ЧОП «Старк-Групп» и Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательским центром стратегического развития негосударственных структур безопасности «Безопасность» (АНО НИЦ «Безопасность»).
Работа над стандартом проводится в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации «Антитеррористическая и охранная деятельность» (ТК 208). Обсуждение данного документа неоднократно осуществлялось на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в рамках работы Комитета по безопасности предпринимательской деятельности.
Цель разработки стандарта – повышение защищенности жизни и здоровья граждан, за счет применения на добровольной основе систематизированных и конкретизированных требований, разработанных с учетом проведенного анализа данной отрасли, а также проверенного опытом практики осуществляемой деятельности частных охранных организаций.
На декабрь 2022 года в Российской Федерации насчитывается около 17 тыс. частных охранных организаций, которыми охраняется более 1,3 млн. объектов различной формы собственности. При этом защита жизни и здоровья граждан является достаточно востребованным видом охранных услуг, в том числе самым сложным с технической точки зрения.
В том числе в спектр оказываемых в данной части услуг довольно различен: от простого статусного сопровождения руководителя хозяйствующего субъекта и защиты его от случайных непредвиденных ситуаций до обеспечения защиты охраняемого лица от реальных угроз его жизни и здоровью.
Какие-либо единые стандартные требования о том, как частные охранные организации должны обеспечивать такой вид охранных услуг как защита жизни и здоровья, в том числе с применением технических средств охраны (далее – ТСО), на сегодняшний день отсутствуют.
В целях повышения качества, а также с учетом индивидуальных потребностей заказчиков по данному виду охранных услуг, на уровне национального стандарта закреплены общие требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги по защите жизни и здоровья граждан, в зависимости от степени наличия опасности для охраняемого лица, которые градированы их по трем уровням угрозы безопасности:
3-й уровень угрозы безопасности – отсутствие угрозы безопасности либо возможность случайной угрозы безопасности для жизни и здоровья охраняемого лица;
2-й уровень угрозы безопасности – потенциально возможная, либо неподтвержденная угроза безопасности для жизни и здоровью охраняемого лица;
1-й уровень угрозы безопасности – подтвержденная (непосредственная) угроза безопасности для жизни и здоровью охраняемого лица.
Это связано в первую очередь с тем, что на практике отдельные охранные организации совершенно не соответствуют по уровню своего оснащения и подготовки персонала для обеспечения противодействия реальным (подтвержденным) угрозам безопасности жизни и здоровью заказчика.
Лицензионные требования по рассматриваемому виду услуги установлены в Положении о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498, и вопросы технического оснащения охранных организаций, а также вопросы подготовки персонала не включают.
В этой связи заложенные в проект стандарта требования к частным охранным организациям в соответствии с классификацией возможных угроз безопасности для охраняемого лица, сформированы исходя из практики оказания данного вида услуг рядом крупнейших охранных организаций, входящих в состав Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), а также отдельные нормы взяты из опыта подготовки частных охранников, специализирующихся на оказании данного вида услуг на базе Негосударственного образовательного частного учреждения Организация дополнительного профессионального образования «Центр спортивной стрелковой подготовки» (ОДПО ЦССП), являющегося базовым учебным центром Содружества телохранителей России «Железный орел».
Стандартом рекомендованы основные требования к структуре и организации подразделений частной охранной организации, оказывающей (планирующей оказывать) услугу по охране жизни и здоровья граждан, а также оснащению и экипировке сотрудников, непосредственно задействованных в обеспечении безопасности охраняемого лица, в том числе групп (дежурных смен) личной охраны. Кроме того, установлены требования к ведению необходимой документации, связанной с оказанием данного вида услуги, в том числе по защите сведений, которые она содержит.
Все основные положения проекта стандарта универсальны и прописаны с учетом имеющейся практики их применения, что позволит обеспечить высокий уровень организации защиты охраняемого лица любого уровня безопасности вне зависимости от региона расположения частной охранной организации.
Кроме того, данный стандарт призван снять двойное толкование отдельных терминов и определений, что качественно поспособствует снижению нагрузки, возложенной на надзорные и контролирующие органы Российской Федерации при осуществлении ими государственного контроля (надзора), обеспечению конкурентоспособности на рынке охранных услуг.
Применение стандарта также благоприятно повлияет на разработку отечественных нормативных и методических документов по данному направлению.
Технический комитет «Антитеррористическая
и охранная деятельность» (ТК 208),
АНО НИЦ «Безопасность»
фото на превью: elitescafe.com