Председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и глава комитета по безопасности Василий Пискарев подготовили законопроект, который позволит Росгвардии создать собственную базу данных об обороте оружия. Об этом Хинштейн сообщил в своем Telegram-канале.
«Ведомости» направили запросы Хинштейну и в Росгвардию. В законе сейчас прямо не прописано, что именно ведомство Золотова полностью отвечает за контроль над оборотом оружия. В ст. 28 закона «Об оружии» указано, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные правительством выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия.
При этом в действующем постановлении правительства № 288 от 12 апреля 1999 г. о мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ есть раздел «учет патронов и оружия». В нем прописано, что учету в Росгвардии или ее территориальных органах подлежат оружие и патроны, имеющиеся у юридических и физических лиц, независимо от их вида, типа, модели и источников поступления, за исключением оружия и патронов, имеющихся в государственных военизированных организациях.
В то же время приказом МВД от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» установлено, что за полицией остается ведение списка граждан, у которых на руках находится оружие. «То есть [с этой точки зрения] оборот оружия контролируют участковые, – говорит глава московского профсоюза МВД и Росгвардии Михаил Пашкин. – Если [всем] будет поручено заниматься Росгвардии, то это очень хорошо, потому что тогда в их руках будет и выдача, и отслеживание».
С ним солидарен основатель и руководитель Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров, который также указал в беседе с «Ведомостями» на усиление Росгвардии. Появление ГИС с данными об обороте оружия Гончаров связывает с нуждами военной спецоперации: «Думаю, она дает повод к возникновению ситуаций, например, c пропажей оружия и необходимости его более строгого учета».
Кроме того, есть проблема «черных копателей». Это те, кто достает оружие со времен войны и реставрирует его до боевого состояния, говорит Гончаров: «Поэтому я думаю, что усиление контроля за оружием имеет смысл».
Военный эксперт Юрий Кнутов уточнил «Ведомостям», что в настоящий момент учет не ведется автоматически: «Если будет электронная база, то это будет автоматизированная система – удобная для быстрого поиска владельца». Кнутов также считает, что появление ГИС и, соответственно, усиление контроля за оборотом оружия связаны с текущей ситуацией. «Разумеется, есть вероятность незаконного оборота оружия – и с этим надо бороться», – заключил эксперт.
В начале сентября ФСБ сообщила, что совместно с МВД и Росгвардией было выявлено более 200 подпольных изготовителей и продавцов оружия в 53 регионах страны. В ходе рейдов было изъято 757 единиц огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства, среди которых 251 винтовка, карабин и ружье, 93 автомата, 22 пулемета и др.
Также была пресечена деятельность 84 подпольных оружейных мастерских. Мероприятия проводились в июне – июле в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Крыму, ДНР, ЛНР, Дагестане, Татарстане и др. При этом в ноябре 2022 г. ведомство рассказывало о пресечении деятельности подпольных оружейников в 30 регионах РФ.